prof_eug: (Default)
[personal profile] prof_eug


Сербы и русские похожи - языком, религией, абсолютной уверенностью в том, что они несут историческую миссию, имперским менталитетом и т.д.. Похожи до деталей. Не удивительно, что и СФРЮ была таким уменьшенным слепком СССР. Сербы, как и русские, всегда были "первыми среди равных". Была у сербов и своя Чечня - Косово. Хорватия была очень похожа на Украину - вторая по населению и влиянию. Словения напоминала маленькие, динамичные и наиболее прогрессивные балтийские республики. Черногория - Беларусь. Босния и Герцеговина - республики Средней Азии. Сложнее всего с Македонией, пожалуй, ее положение было ближе всего к Молдове.

Не удивительно, что количество совков в современной Сербии, как и в России, зашкаливает. Как и в России, хватает людей, которые считают военных преступников - героями. Арест Младича это наглядно показал. Но есть одна существенная разница.

В Сербии, в отличии от России, уже больше тех людей, кто понимает, что нельзя жить прошлым. Именно эти люди и проголосовали за прогрессивное правительство Бориса Тадича. И это правительство ведет Сербию в Европу, в будущее, несмотря на бессильный гнев все ещё немаленькой совковой биомассы.
 

Date: 2011-05-30 03:46 pm (UTC)
From: [identity profile] wlodek.livejournal.com
Дуже правильне зауваження.
І саме тому в Сербії уже безвізовий режим з ЄС.

Date: 2011-05-30 04:08 pm (UTC)
From: [identity profile] prof-eug.livejournal.com
Скоро вони і у самому ЄС будуть...

Date: 2011-05-30 04:26 pm (UTC)
From: [identity profile] ostseer.livejournal.com
Вроде отменяют снова всем Балканам.

Date: 2011-05-30 03:50 pm (UTC)
From: [identity profile] gelavasadze.livejournal.com
абсолютно верное замечание
ждемс, когда тоже самое будет в России

Date: 2011-05-30 04:04 pm (UTC)
From: [identity profile] prof-eug.livejournal.com
Думаю, что это произойдет достаточно скоро. Я, вообще, думаю, что в ближайшие годы РФ повторит судьбу СССР.

Date: 2011-05-30 03:55 pm (UTC)
From: [identity profile] maxdz.livejournal.com
>Не удивительно, что количество совков в современной Сербии, как и в России, зашкаливает.

Всё-таки, в Сербии эти не совки, а имперасты. Совки - тоже имперасты, но с дополнительными повреждениями менталитета.

Date: 2011-05-30 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] prof-eug.livejournal.com
Там тоже дополнительных факторов хватало:-)

Date: 2011-05-30 04:49 pm (UTC)
From: [identity profile] maxdz.livejournal.com
Совок их мало затронул, так что, есть надежда на выздоровление. T.к. имперастия головного мозга - куда менее тяжёлое заболевание, чем головного мозга совковость.
(deleted comment)

Date: 2011-05-30 05:01 pm (UTC)
From: [identity profile] prof-eug.livejournal.com
Никак за деньгами не зайду. Самому любопытно...

Date: 2011-06-03 04:46 am (UTC)
From: [identity profile] onkel-hans.livejournal.com
А сколько тебе закулиса платит?

Или ты забесплатно у Кремля шакалишь?

Date: 2011-05-30 04:33 pm (UTC)
From: [identity profile] 72alexandru.livejournal.com
Люблю Сербию,неоднократно там бывал.Имею несколько друзей.Отличия- не алкашня! Умеют работать и главное ,держат своё слово!

Date: 2011-05-30 04:58 pm (UTC)
From: [identity profile] prof-eug.livejournal.com
Насчет "умеют работать" - спорно, но то, что "не алкашня" - согласен.

Date: 2011-05-30 05:11 pm (UTC)
From: [identity profile] facondepenser.livejournal.com
Меня всегда поражало близкое сходство менталитета русских и сербов и отличие этого их общего менталитета от того, что принято считать "европейским" менталитетом.

Date: 2011-05-30 05:15 pm (UTC)
From: [identity profile] prof-eug.livejournal.com
Да, любопытный феномен.

Date: 2011-05-30 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] oleg-g.livejournal.com
У сербов высоко развито чувство славянской солидарности. Из всех славян они пожалуй единственные, что постоянно настаивают на том чтоб славяне сообща держались вместе против внешних врагов. Почему то глубинных противоречий в "славянском единстве" они не замечают.

Date: 2011-05-30 05:49 pm (UTC)
From: [identity profile] prof-eug.livejournal.com
Думаю, что это уже следствие.

Date: 2011-06-03 04:51 am (UTC)
From: [identity profile] onkel-hans.livejournal.com
Югославы все были сильно биты турками.

Много сильнее, чем русские в своей России кем-либо, кроме большевиков. Это их в моих глазах несколько извиняет. Они еще выправятся. В отличие от русских, на которых у меня надежды нет никакой.

Date: 2011-06-03 09:51 am (UTC)
From: [identity profile] prof-eug.livejournal.com
Да, динамика у них позитивная.

Date: 2011-05-30 06:01 pm (UTC)
From: [identity profile] plus372.livejournal.com
как ты так умудряешься в курсе всего быть...

Date: 2011-05-30 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] prof-eug.livejournal.com
Далеко не всего. Просто, а) бывал в тех краях, б) военные преступники это то, к чему имеет непосредственное отношение международное права, а это моя профессия, в) немного интересуюсь историей и географией.:-)

Мне, например, кажется, что у тебя спектр постов гораздо шире, и при этом ты умудряешься всегда интересно писать.

Date: 2011-05-31 11:00 am (UTC)
From: [identity profile] shqiper.livejournal.com
Сравнение с бывшими регионами СССР практически точное. Хотя, я бы сказал, что Македонию скорее можно было бы сравнить более с Закавказьем, нежели с Молдовой.

Date: 2011-05-31 11:07 am (UTC)
From: [identity profile] prof-eug.livejournal.com
Да, можно и так.

Date: 2011-05-30 08:22 pm (UTC)
From: [identity profile] bobrich.livejournal.com
Сравнения интересные, общего действительно много.
А мне вот вспомнилось кое-что о различиях. В студенческие годы моя однокурсница вышла замуж за серба (сошлась с ним на почве общего ПГМ). После визита к его родителям в "дикую" горную Сербию девушка вернулась в тихом ужасе. Из ее тогдашних рассказов мне запомнилась православная церковь, фактически разделенная на мужскую и женскую половины. В этой церкви во время службы уважаемая в городке бабка (приходская активистка) с молчаливого согласия остальных присутствующих била мою однокурсницу по щекам за выбившуюся из-под платка прядь волос.
Общим итогом ее знакомства с родителями мужа и прочими их соплеменниками была великолепная фраза, достойная отливания в граните: "Я думала, они как мы, а они как чечены".

Date: 2011-05-31 07:31 am (UTC)
From: [identity profile] prof-eug.livejournal.com
Любопытно, хотя, и ожидаемо. Впрочем, с нынешними темпами распространения ПГМ в России это различие может очень быстро исчезнуть:-(

Date: 2011-05-31 08:53 am (UTC)
From: [identity profile] zlobny-les.livejournal.com
И всетаки бывшая Югославия никогда не была совком:
1) достаточно демократическое национальное устройство, широкие права республик и краев;
2) отсутствие "железного занавеса" в принципе;
3)абсолютная свобода самовыражения во всех видах искусства, начиная с 50х;
4) как бы это смешно не звучало по нынешним временам, но попытки РЕАЛЬНОГО введения самоуправления трудовых коллективов и ликвидации бюрократии. Понятно, что они провалились, но это было то, о чем мечтают все "леваки".

Не надо забывать, что при Тито и в первые годы после него федерация была достаточно стабильна. Это именно коммунисты в конце 80х, понимая, что иначе власть удержать не удастся, "разбудили" шовинистический сербский дух. Так что всетаки я бы винил в первую очередь тогдашнюю верхушку и первую очередь Милошевича и его окружение, а не особенности сербского менталитета. Они СПРОВОЦИРОВАЛИ ситуацию в Косово, отменив деюре его автономию, разбудили "зверя" сербского шовинизма и в итоге вообще уничтожили всю страну.

Date: 2011-05-31 10:55 am (UTC)
From: [identity profile] shqiper.livejournal.com
Да, пожалуй, что так...

Date: 2011-05-31 11:06 am (UTC)
From: [identity profile] prof-eug.livejournal.com
Я бы сказал, что это немного упрощенный взгляд на вещи. Конечно, совок там был немного мягче, но все-равно это был совок, а менталитет народа с "особой миссией", такого себе "старшего брата" всех балканских славян там был всегда. Кроме того, не надо забывать, что там не только Косово было. Сербия пыталась удержать силой и союзные республики, что, собственно, и стало началом реальной войны.

Date: 2011-05-31 11:37 am (UTC)
From: [identity profile] zlobny-les.livejournal.com
Считаю, что "совка" всетаки там не было, его по сути нигде кроме СССР не было. То есть режимы "народной демократии" были та еще гадость, но по степени идиотизма и "тоталитарности" близко к совку не подходили. Меня позабавила выставка в прошлом году в Киеве, посвященная "Солидарности": заключенные диссиденты в тюрьме пьют кокаколу и даже чтото более крепкое, американские профсоюзы передают мешки с гуманитаркой, а в одной из подписей к картинкам написано нечто вроде "время от времени подпольная телестанция вклинивалась в официальные программы". Это все во время "военного положения". И менталитет народа так не был исковеркан ни в одной из стран Восточной Европы, везде сохранялась мелкая частная собственность, опять же свобода самовыражения и т. д.

Относительно "миссии" сербов: возрождение шовинизма четко можно связать с именем Милошевича и его окружением. В 86м он приходит к власти в союзе коммунистов Сербии и за три года раскручивает великосербскую идеологию. До Милошевича сербская компартийная верхушка ее избегала.

Date: 2011-05-31 03:09 pm (UTC)
From: [identity profile] prof-eug.livejournal.com
Избегала или нет, но эта идеология была там на протяжении веков, так что семена Милошевича попали на благодатную почву. При Тито, это просто давилось, но проблема не решалась - ее просто загоняли в подполье. Кстати, Тито тоже не надо идеализировать - его правление тоже было очень жестким.

Date: 2011-05-31 11:15 am (UTC)
From: [identity profile] shqiper.livejournal.com
В "титовские" времена многим жителям Югославии, даже косоварам, нравилось называть себя югославами. Не сербами/хорватами/боснийцами и тд, а именно югославами. Вспоминаю 1983 год. Будучи в Москве, я зашел в переговорный пункт, чтобы домой позвонить (для тех кто может быть не застал это время - в городах были междугородние/международные переговорные пункты, это была единственная возможность позвонить по телефону в другой город, если ты не дома. Ведь мобильной связи не было еще). Заказал время, жду своей очереди. Из открытой кабинки доносится разговор на явно не славянском языке (тогда я еще не знал, как звучит албанский). Звонит мужичок в рабочем комбинезоне. Когда он закончил говорить, я у него полюбопытсвовал, откуда он. Он ответил: "Я югослав, из Приштина. Ми тут хотэл строим"...

Date: 2011-05-31 11:45 am (UTC)
From: [identity profile] shqiper.livejournal.com
А осознание "особой миссии" у сербов, да, еще как присутствует. Пару лет назад отдыхали 2 недели небольшой компанией в Хорватии и Черногории. Чудный маленький городишко Пераст на берегу Которской бухты, лежим на парапете набережной после купания. Рядом загорает интеллигентная сербская семья. Папа семейства читает на русском книгу митрополита Иоанна Снычева "Русская симфония". Разговорились. Оказалось, этот дядька - профессор славистики из Нови-Сада. Очень приятный собеседник. Ровно до одного момента. Когда он спросил, где мы успели уже побывать в Черногории и я ответил, что вот, дескать, вчера ездили в Ульцинь - выражение его лица надо было видеть! С брезгливой миной он процедил: "Что там хорошего, в этом Ульцине? Там же эти зверьки живут, муслиманы!" (в Ульцине большинство населения - албанцы). И дальше пошел длиннющий монолог об особой миссии сербов, об их богоизбранности, о "цементирующей роли" их в Югославской федерации в целом и тд. И даже о том, что во всей бывшей Югославии самая красивая нация - это сербы :) В общем, доставил:))

Date: 2011-05-31 01:51 pm (UTC)
From: [identity profile] zlobny-les.livejournal.com
Ну да, у коммунистов получилось "возродить" "национальный дух". Наверное, они до сих пор горды собой:)

Date: 2011-05-31 09:29 pm (UTC)
From: [identity profile] denial-01.livejournal.com
Интересное аналитическое сравнение - поддерживаю...
Почему сам не додумался?..

Date: 2011-06-01 06:43 pm (UTC)
From: [identity profile] denial-01.livejournal.com
І вам дякую за цікаві та оригінальні статті...
З повагою!

Profile

prof_eug: (Default)
prof_eug

August 2025

S M T W T F S
     12
3 456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 27th, 2026 12:57 am
Powered by Dreamwidth Studios